Данный обзор является обзором игры в целом и в сравнению с исходными условиями Jagged Alliance 2. Обзор не претендует на полноту освещения всех игровых аспектов, поскольку некоторые тонкости мы предпочли оставить игроку для самостоятельного исследования в виде своеобразного усилителя интереса. Однако прочтение ниже изложенного не только даст вам общее видение на продукт, но и может служить практическим пособием к игре. Благодарим вас за интерес к нашему продукту. С уважением, i-Deal Games ВФ является дополнением к оригинальной игре Jagged Alliance 2. Слово дополнение (add-on) означает, что игра хотя и использует оригинальный движок и сюжетную линию, но в то же время не является простой модификацией. Понятие мод предполагает изменение части оригинальной игры с сохранением ее первоначальной концепции в целом. Данное определение к ВФ не применимо поскольку от ЖА2 осталься собственно только движок, то что Вы применяли в оригинальной игре не только не поможет вам при игре в ВФ, но скорее всего приведет к плачевным последствиям. Основной идеей при разработке дополнение было приведение игровой среды в состояние максимально приближенное к реалиям. Для достижения данной цели была проведена ревизия всех игровых параметров, начиная с собственно сцены, на которой происходят события, и заканчивая взаимоотношениями игрока и местного населения. ВФ представляет вам новый игровой мир очень мало напоминающий оригинальный. Кажущееся похожесть весьма обманчива. Игровые сектора ВФ более насыщены и предоставляют гораздо более широкий спектр тактических приемов. В игре необходимо применение различных тактик ведения боя применительно к конкретным типам местности. Явно различаются следующие типы тактик: 1. Бой в пустыне. Данный вид боя протекает на ровной как доска местности, при практически полном отсутствии укрытий. Днем бой ведется на дистанции максимальной видимости. Решающими факторами является дальность прицельного огня оружия и меткость. Очень опасный вид боя особенно на высших стадиях игры ввиду применения противной стороной тяжелого вооружения (гранатометы различных видов и армейские минометы). Ночью акценты смещаются в сторону скорострельности и оснащенности приборами ночного видения. Огромную роль играет соотношение численности сторон. 2. Степи/Полупустыне. Местность ровная характеризуется наличием некоторого кустарника камней и отдельно стоящих деревьев, возможно присутствует некоторое количество травы. Дистанция боя сокращается по сравнению с предыдущим типом, однако укрытия в основном дают лишь маскировку, и являются слабой защитой. Наибольшую роль играет численность сторон. Выбор позиции дает лишь незначительное преимущество. Оптимальным оружием в данной местности являются штурмовые и снайперские винтовки. На поздних стадиях игры дневной вид данного боя очень опасен с точки зрения вероятных потерь ввиду применения противником минометов. Ночной бой характеризуется снижением дальности контакта, приборы ночного видения играют значительную роль. Очень много решает грамотная организация нападения т.к. правильное использование маскировки позволяет практически на нет свести эффект численного перевеса. 3. Лесостепь. Пограничный тип. Сектора данного типа характеризуется травяным покровом различной плотности. Кустарник в степной зоне представлен единичными растениями, плотность которых постепенно возрастает, по мере приближения к границе леса, переходя в подлесок. Плотность деревьев также нарастает постепенно по мере приближения к лесной границе сектора. Характеризуется наличием небольших рощ и отдельно стоящих деревьев. В подобных секторах, дальность боя варьируется, от предельно дальнего снайперского противостояния, до прямого рукопашного столкновения. Наибольшее значение играет правильный выбор позиции. Применимы все виды стрелкового оружия от тяжелых пулеметов до пистолетов и холодного оружия. Огромную роль играют ручные гранаты. Применение минометов и гранатометов затруднено. Ночью бой идет на ближней дистанции оптимальный вид оружия двуручные ПП и гранаты. Эффективность применения приборов ночного видения снижена. 4. Лес/Джунгли. Значительная плотность деревьев густой подлесок трава. Основная особенность данных секторов в том, что здесь главное не глаза, а уши. Решающую роль играет опытность бойцов и скорострельность оружия. Дальнобойное оружие малоэффективно, как по причине плохой видимости, так и ввиду того, что деревья попросту блокируют выстрелы. Применение тяжелого вооружения не только малоэффективно, но и опасно. Применение гранат играет решающую роль, хотя и затруднено - если там что-то шевелится туда надо бросить гранату, а лучше две: Ночью бой ведется практически на ощупь, приборы ночного видения малоэффективны. Оборона фиксированной позиции практически невозможна. При ведении боя необходимо максимально маневрировать парами или тройками в различных частях сектора, не давая противнику сконцентрировать силы. 5. Горная местность. Основной особенностью является ограничение площади скальными группами и наличие россыпей валунов дающих хорошее укрытие, как от стрелкового оружия, так и от гранат всех типов. На данный тип местности накладываются дополнительные параметры ранее перечисленных типов боя. Тактическое поле значительно заужено, возможность отступления необходимо просчитывать на несколько шагов вперед. Численное преимущество противника играет роль в зависимости от структуры конкретного сектора - от решающей, до никакой. Выбор оружия зависит исключительно от ситуации. В секторах с незначительной плотностью леса или при его отсутствии, значимым является наличие минометов. Решающую роль играет выбор позиции. 6. Болото. Вода под ногами, камыш, чахлый кустарник, покрытые мхом камни, редкие деревья. Есть такое выражение, что утонуть можно в ложке с водой, так вот болото это далеко не ложка, так что утонуть тут у вас шансов гораздо больше - одна пуля в ногу и ваш супер-пупер накачанный в течении месяцев наемник может захлебнуться, упав носом в лужу... Единственный совет по болотам, если уж вас туда занесло, то не лезьте в воду: Дистанция боя ближняя, иногда средняя. Применение гранат и др. взрывчатых веществ, практически неэффективно. Основной фактор, влияющий на успех опыт наемников и численность. 7. Сельская местность. Сложный тип местности, характеризующийся наличием остаточных элементов вышеперечисленных типов, в купе с полями культурных посадок, голыми участками пастбищ и отдельными постройками. Требует выработки специальной стратегии для каждого конкретного сектора. Решающую роль играет выбор позиции. Применимы все типы стрелкового оружия. При использовании гранат необходимо соблюдать осторожность. 8. Сектора с водными преградами. Являются подтипом ранее перечисленных. Требуют особого индивидуального подхода. 9. Городские сектора. Подразделяется на жилые районы, промышленные зоны, портовые сооружения и военные объекты. В зависимости от плотности типа и высотности застройки необходимо применение различных тактик. Включает элементы следующего типа (бой в закрытых помещениях). При штурме города необходимо учитывать такой дополнительный модификатор как гражданские и милиция. При ведении автоматического огня и применении взрывчатых веществ учитывайте возможность поражение представителей данных категорий. При наличии таковых стрелять очередями не рекомендуется а применять взрывчатку, а также газовые поражающие смеси и дымовые шашки категорически запрещается! Каждый убитый при атаке/обороне сектора гражданский повлечет для вас катастрофическое падение лояльности в данном населенном пункте. Атака гражданских (любая кроме шальных пуль) принадлежащих к организованным группировкам(см далее) приведет к немедленной и необратимой ссоре с последними. Любая атака милиции, кроме попадания в них шальных пуль воспринимается последними как предательство и влечет автоматический переход во враждебное к вам состояние. Универсальной тактики не существует. При ведении боя необходима координация нескольких групп с максимальным использованием в качестве укрытий построек и прочих объектов. Максимальное использование нескольких уровней (плоских крыш). Атаковать городские сектора днем не рекомендуется. При ведении ночного боя действовать рекомендуется тройками с взаимным прикрытием, и не выстраивать наемников в одну линию. Перед входом в помещение отвлекать тех, кто находится/может находиться внутри огнем/взрывами со стороны противоположной той, с которой собираемся входить. Во время штурма помещений, при уверенности в отсутствии гражданских максимально применять дымовую завесу, газовые, стандартные и вакуумные гранаты, а также нештатные входы (подрыв стен). Применяйте засады. Максимально используйте холодное оружие, пистолеты и ПП оснащенные глушителями - некоторые городские сектора оснащены системами тревожного освещения, и результат преждевременного оповещения охраны сектора о вашем присутствии вам не понравится: 10. Закрытые помещения. Здесь особо не разбегаешься. Единственный способ ведения боя максимальная плотность автоматического огня побольше дыма и гранат иначе из вас шашлык сделают: Каждый из вышеперечисленных типов боя требует своего вида оружия точнее не столько оружия как такового, сколько правильной комбинации вооружения членов вашего отряда. Сразу оговорюсь - в игре нет ненужного оружия или оружия, которое однозначно устаревает. Любое оружие в ВФ может эффективно применяться на любой стадии игры, будь то банальный 9мм пистолет или крупнокалиберный пулемет. При выборе конкретной экипировки нельзя исходить из принципа "чем сильнее бьет и чем дальше стреляет, тем лучше", необходимо в первую очередь учитывать тип боя (см. выше) и уже исходя из этого, выбирать оружие под предполагаемую дистанцию, необходимую скорострельность, надежность, пробивные и поражающие характеристики. В ближнем бою ружье 12го калибра может оказаться гораздо эффективнее М16, а 9мм пистолет вполне может спасти жизнь вашему наемнику в ситуации, когда снайперская винтовка по эффективности сравнима с палкой. В движке, кроме прямых характеристик, заложен и психологический элемент, при разработки линейки ВФ оружия этот элемент также был тщательно учтен. Точность огня зачастую играют меньшую роль, чем психическое воздействие на противника. Вы можете застрелить парой прицельных выстрелов из M16 одного-двух солдат из 10 идущих на вас, но вас гарантированно убьют оставшиеся 8мь, а можете не убить ни одного, но напугать их всех до смерти, выпустив по ним вслепую полсотни патронов из 9мм ПП - противник отойдет, и Вы сможете сбежать: Дополнительным эффектом от скорострельности также является подключение математической вероятности поражения по мере возрастания плотности огня. Это означает что даже при превышении дистанции прицельного огня при поддержке попавших в сложную ситуацию партнеров больший эффект будет именно от автоматического оружия с максимальной длиной очереди - как пошутил один умный человек стрельба в американском стиле - "стреляйте как можно чаще вдруг какая-нибудь из пуль случайно попадет в противника". В нашем случае это заявление более чем справедливо - 3-4ре одиночных прицельных выстрела в слепую имеют мало шансов поразить противника, но 40-60 выстрелов очередями дают вероятность поражения практически 100%, даже при превышении эффективной дальности конкретного оружия. Оружие играет значительную роль, но само по себе оружие всего лишь мертвое железо. Эффективность его применения зависит исключительно от того, в чьих руках он находится. Наиболее важным аспектом игры является выбор членов вашей команды. Вышеупомянутые изменения в игровом мире привели к усилению роли специализации наемников причем ключевое значение приобрели те параметры которые в оригинальной игре были второстепенными, чтобы не мучить вас неизвестностью сразу уточню речь идет навыках лидера, саперной работе механике и взломе замков: Если вы наберете команду одних терминаторов то вас ждет неминуемое поражение. Без лидеров вы не найдете контакта с местным населением и просто обанкротитесь - на вас не будут работать шахты и с вами не будут торговать контрабандисты. Без саперов на все военные объекты вам суждено входить только через парадный вход. Без механиков ваше оружие моментально придет в негодность. Без взломщиков Вы будете связаны в городских секторах по рукам и ногам, тогда как противник будет появляться из-за каждой закрытой двери. И Вы никогда не доберетесь до массы полезных вещей, потому что "ключ от квартиры, где деньги лежат" к убитым врагам не прилагается: При попытке агрессивного вскрытия военных складов, вместо желаемых боеприпасов оружия и горючего, Вы получите очень красивый фейерверк, возможно с последующим травматизмом для ваших людей. Учтите эти факторы при формировании команды. Без лидера сапера и взломщика вам в Арулько делать нечего. Прочих, можно нанять потом, но эти три - это три кита вашего успеха: NB: Нижние параметры лидерства I.M.P. (35) вас не спасут: Теперь перейдем к системе взаимоотношений с местным населением. Новость первая вас тут не ждали и особой любви к вам не питают. Доверие местных и их поддержку вам придется завоевывать в прямом смысле этого слова. В отличие от оригинальной игры население менее склонно вам доверять и отдельные персонажи гораздо менее охотно идут на сотрудничество. Если вы хотите, чтобы местные с вами сотрудничали, вам придется действительно доказать им что вы пришли всерьез и на долго. Например, если Вы хотите чтобы шахта работала, то извольте сначала взять весь город, а потом попробуйте доказать бригадиру, что "ему оно надо:". Сотрудничество даже явных ренегатов завязано на стабильность вашего положения в каждом конкретном городе, а также на коммуникационные навыки (лидерство) конкретных наемников, которые с ними общаются, а кое-где и на конкретные личности из числа местных присутствующие или напротив отсутствующие в вашем отряде: Реалии мира нашли отражение в реалиях Арулько - слабое государство благодатная почва для формирования различных группировок различной степени законопослушности. Как уже было сказано в рекламе игры, В ВФ мафия играет очень большое значение. Технически они враги игрока, но не дай вам бог с ними поссориться раньше времени. Если мафия сразу увидит в вас серьезную угрозу, то вам с вероятностью почти 100% крышка. Поэтому до тех пор, пока Вы не будете контролировать хотя бы половину страны, советуем сидеть в углу и не отсвечивать- излишней резвости в экспансии не проявлять, резких движений в отношении вооруженных гражданских не делать, свой нос в постройки, которые явно охраняются или выглядят, как инфраструктура наркокартелей не совать, НПС без нужды не бить и не грабить, это может оказаться вредно для здоровья: вашего: Кроме мафии в игру введено несколько группировок гражданских отсутствовавших в оригинальной игре. Это контрабандисты и торговцы. И те, и другие, тоже являются своеобразной всеарульканской мафией, отличие от собственно мафии в том, что эти ребята не столь многочисленны и контролируют конкретные сферы бизнеса, которые Картель не счел нужным од себя подгрести в виду их малой прибыльности. Основным отличием группировок от простых гражданских является то, что ссора с оными однажды возникнув замята уже быть не может и носит всеарульканский характер, следовательно в вас будет стрелять на первый взгляд вполне мирные люди в самых неожиданных местах. Причем убийство представителей данных групп засчитывается как убийство обычных гражданских - соответствующим падением лояльность в городе. Самый прямой способ поссориться с данными категориями это мародерство. Следовательно, прежде чем что-либо брать, сначала убедитесь, что вам за это ничего не будет: Hints: При расстановке своих наемников на местности не забывайте о том, что у нас не 18 век и плотный строй не дает вам никаких преимуществ, а напротив делает ваших людей наиболее удобной мишенью - располагайте их цепью. Применяйте в боевой формации эшелоны (вторая цепь чуть позади от первой), второй эшелон сможет прикрыть первую линию в случае необходимости отступления, придет на помощь если первый эшелон накроют гранатами или минометом (прикроет дымом), а также сработает как засада в случае агрессивной контратаки противника (особенно эффективно ночью). Никогда не ходите по одиночке даже в туалет. Минимальная воинская единица это два наемника один наемник, это не боевая единица, это "труп ходячий, одна штука:" Забудьте фильмы про терминаторов и байки про захват военных баз группами диверсантов при перевесе численности охраны в три-четыре раза. Это только в фильмах в хороших парней никогда не попадают. Если вас меньше чем 6ть в городской сектор вам лучше не заходить вообще, а если это сектор с военным объектом, то менее чем с 10ю наемниками вам там, в принципе, делать нечего - задавят массой. На высших стадиях игры рекомендуется работать не менее чем двумя полными отрядами по 6ть человек и желательно с разных сторон сектора. Учите своих наемников практикой - закрытые двери шкафы сундуки шкафчики и прочее. Не только содержат полезные вещи, но и являются отличными тренажерами для поднятия меткости, силы и навыков взлома: Не пренебрегайте дешевой рабочей силой. Даже у очень умелого наемника всего две руки, поэтому низкие боевые параметры дешевых наемников ни в коей мере не уменьшают их полезность в качестве рабочей силы при выполнении более мирных задач: отнеси, подай, почини, сходи в магазин...